Хранение памяти- человеческий долг. Настоящее связано с прошлым. Память живых- это символ продолжения жизни тех, кто переступил порог вечности. Связь предков с потомками – и есть реальная история. Многим кажется, что человек лишь винтик в историческом процессе, что не человек, а государство, расы, народы, культуры творят историю. Но ни народы, ни государства вечного смысла не несут. Только человек имеет вечную судьбу. За каждым именем стоит живая душа. Человеческая жизнь есть величайший дар Божий; поэтому убийство человека- самый ужасный, тяжкий и великий грех.

Война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества- братоубийственной ненависти. Войны сопровождали всю историю человечества. Война есть зло. Однако она будет существовать- как иногда единственное средство защиты правды, защиты попираемых святынь и прав народа- от захвата, грубого вторжения и насилия. И только такие войны- во имя справедливости и восстановления порядка и правды- оправданы.

Одним из наиболее ярких и самоотверженных подвигов в деле служения своему Отечеству признаётся смерть за Родину, главным образом на войне. Воин, защитник Родины и её святынь исполняет заповедь Христову: “Нет больше той любви, если кто душу свою положит за друзей своих”.

В таком свете Великая Отечественная война выступает прежде всего как великая народная война. Война народа за своё право жить в истории, действовать в истории, раскрывать свои силы в мировом сообществе. Было защищено главное- право народа на свою жизнь, на свою судьбу, возможность самостоятельного развития народа.

Великую Отечественную войну необходимо воспринимать и как войну священную. Это была война не только за физическое выживание народа. Это было сражение за его нравственную, духовную суверенность. Обычно долготепимый и сострадательный народ наш оказывался твёрдым и несокрушимым в тех случаях, когда пытались влезть и извратить его душу. Война против “глобализма по-гитлеровски” вовсе не была войной “отсталых славян” против западного “культурного прогресса”. Не сводилась она и к “борьбе противоположных политических систем”. Это была война за право народа жить и действовать в соответствии со своей совестью и со своей верой и святой правдой.

Великая Победа должна стать не достоянием прошлого, а фактором будущего в жизни украинского общества. Высокий нравственный настрой народа, превозмогшего фашистское нашествие- духовный ресурс современного общества. Мощный потенциал народной веры в Победу, самоотверженность и упорство народа в отстаивании собственной роли на исторической арене- хорошая основа для формирования ментальности нынешнего поколения.

Музей-мемориал Героической обороны Одессы

Мемориал героической обороны Одессы находится на южной окраине Одессы, где заканчивается Одесский залив и начинается открытое море. Это обстоятельство и явилось решающим в выборе места для строительства 411 береговой батареи, 412 батарея располагалась на другой стороне залива, что позволило держать акваторию бухты под кинжальным перекрёстным огнём.

411 батарея начала строиться в мае 1934г. и была готова к июню 1936г. основной объём работ, как земляных, так и железобетонных, осуществлялся вручную двухтысячным коллективом строителей УНР-87. одновременно шло обучение личного состава овладением сложной боевой техникой, слаженности и взаимодействию всех подразделений батареи.

В июне 1936г. правительственная комиссия приняла батарею с оценкой "отлично" и констатировала, что личный состав в совершенстве овладел боевой техникой.

Батарея состояла их трёх 180-мм орудий с дальностью стрельбы до 40 км. Кроме них здесь находился отдельный зенитный взвод: отделение зенитных пушек- 3 орудия 45 мм и отделение зенитных пулемётов- 3 счетверенных пулемета 7,62 мм. Личный состав батареи насчитывал 356 человек.

В целом батарея представляла собой сложный комплекс сооружений с множеством служб. Сооружения, построенные на глубине от 10 до 23 м, опоясывались двумя слоями бронированной стали толщиной 30 мм, а толщина железобетона в отдельных местах доходила до 1 м 75 см. В то время не было оружия, способного разрушить подобные сооружения. Под толщей земли, железа и бетона находился целый городок со своей электростанцией, радиотелефоном, сложной системой вентиляции, откачки грунтовых вод, котельной установкой, водопроводом, артезианской скважиной, паровым отоплением, помещениями для личного состава, складами для топлива, продовольствия и боеприпасов.

На поверхности, в железобетонных канонирах находились лишь орудия с надстроенными сверху металлическими домиками, имитирующими крестьянские хаты для маскировки. Все 3 орудийных дворика были соединены между собой подземным проходом, кроме того, батарея имела центральный пост наводки, который находился на командном посту на берегу моря, соединённом подземным ходом через силовую станцию (трёхэтажное здание под землёй и бетоном с тремя мощными дизелями) с орудиями.

Для дезинформации противника в 500 м в сторону Черноморки была сооружена ложная батарея с макетами орудий из брёвен.

Первый залп по фашистам 411-я батарея нанесла в 9.00 5 августа 1941г. В то время наше командование получило разведданные о том, что в Аккерманской крепости скопилось большое количество гитлеровцев. Командир батареи капитан Иван Николаевич Никитенко получил приказ: огнём орудий главного калибра уничтожить вражескую группировку.

Высота траектории полёта снаряда при стрельбе на предельную дальность составляла 18 км, поэтому, когда первые снаряды, падавшие почти отвесно, взрывались на территории крепости, фашисты решили, что их бомбит советская авиация. Был открыт заградительный огонь из всех видов противовоздушных средств, но снаряды продолжали рваться, сея панику и смерть в стане врага. Операция, намеченная фашистами была сорвана. Командир батареи капитан И.Н.Никитенко получил благодарственную телефонограмму от Командующего Южным сектором обороны Одессы.

В период обороны Одессы крупных военно-морских сил врага на Чёрном море не было, а наши сухопутные войска имели ничтожно мало артиллерии (немногим более трёх орудий на 1 км фронта), поэтому береговые батареи перенесли огонь для поддержки сухопутных войск, с целью уничтожения живой силы, артиллерии, танков, командных пунктов и других объектов противника.

411 батарея береговой артиллерии за период обороны Одессы произвела 220 боевых стрельб, в том числе по:

  • скоплению живой силы и техники- 108,
  • командным и наблюдательным пунктам- 24,
  • артиллерийским батареям- 72,
  • автомашинам и танкам- 16,

Израсходовано 2119 снарядов, на голову врага было сброшено более 200 тонн смертоносного груза и уничтожено более 3000 вражеских солдат и офицеров и много боевой техники. В ночь на 16 октября батарея огнём орудий прикрывала отход наших войск из Одессы. В ту ночь было израсходовано 230 снарядов. В 4 ч утра 16 октября 1941г. по приказу командования батарея была взорвана ( для уничтожения батареи было израсходовано 2т тола), личный состав эвакуирован в Севастополь. Так закончила своё существование 411 батарея, внеся достойный вклад в семидесятитрёхдневную оборону Одессу.

Решением Одесского областного Совета народных депутатов № 381 от 28.07.1971г. взято под государственную охрану историческое место, где была огневая позиция батареи береговой обороны №411.

Идея создания Мемориала принадлежит ряду трудовых коллективов, общественным организациям города Одессы. Их призывы в феврале 1975г. были опубликованы в "Вечерней Одессе", инициатива была одобрена Одесским городским и областным комитетами Компартии Украины. Был создан Штаб Горкома партии по строительству Мемориала. Значительный вклад в создание, развитие и совершенствование Мемориала внесли предприятия и учреждения нашего города, Институт сухопутных войск, воины Одесского гарнизона, военные моряки и общественные организации города-героя Одессы.

Основная цель создания Мемориала- увековечить память защитников и освободителей Одессы от фашистских захватчиков и военно-патриотическое воспитание молодёжи.

Торжественное открытие Мемориала состоялось 9 мая 1975г. в день 30-летия Победы над фашизмом.

В 1983г. удалось разыскать в Советской Гавани родную сестру тех пушек, которые громили фашистов в суровые дни обороны нашего города, и через весь Советский Союз на 4-х железнодорожных платформах в разобранном виде привезти в Одессу и установить частями 250-тонным краном.

С фронтальной части 2-го орудийного дворика установлены мемориальные плиты: слева- полный перечень соединений и частей, принимавших участие в героической обороне Одессы, справа- перечень соединений и частей (27) за мужество и героизм, проявленные при освобождении Одессы в апреле 1944г., удостоенных звания "Одесских".

В день 45-летия освобождения Одессы от фашистских захватчиков весной 1989г. ветераны ВОВ, воины-интернационалисты, труженики предприятий и учащиеся школ г.Одессы посадили параллельно позиции 411 батареи, как преемственность поколений 168 каштанов- в память об одесситах, погибших в Афганистане, назвав её Аллеей памяти воинов-интернационалистов.

Ежегодно Мемориал посещает более 200 тыс. человек. За 30 лет существования Мемориал героической обороны Одессы посетило около 6 млн.человек из более чем 70 стран мира.

Подвиг с верой православной

Каждый народ на протяжении своей истории возвышает в собственном сознании ту или иную мелодию, тот или иной памятник архитектуры, какое-нибудь животное или птицу, растение или реку. Некоторые из них становятся официальными символами народа, государства. Неотъемлемыми качествами русского человека во все времена были любовь к Отечеству и готовность к его защите. И, вероятно не случайно, в богатой такими символами истории нашего народа одним из самых почитаемых был образ святого Георгия.

На Руси Святой Георгий известен со времен принятия христианства в конце X века. Он появился в ряду других христианских святых из Византии, где почитание его имело уже многовековую традицию.

Святой Георгий родился в 3 веке в Каппадокии. Он происходил из княжеского рода; его отец занимал высокий пост в римском войске, однако вскоре претерпел смерть за Христа, и мать с ребёнком переехала в своё имение в Палестину, в город Лиды. Она посвятила жизнь воспитанию сына, научила его священному Писанию. Часто рассказывала о христианских мучениках и о доблестном подвиге его отца. Святой Георгий поступил на воинскую службу и благодаря своим способностям и мужеству, проявленному в боях, уже в молодости получил звание полководца и трибуна при императоре Диоклетиане. Он становится советником, спутником, приближённым императора. Однако, когда Диоклетиан воздвиг гонение на христиан Святой Георгий не колеблясь отказался от славы, почестей и земных благ и встал на защиту веры своего отца,- Святого Православия. Крепкий, необоримый воин претерпел самые тяжёлые пытки за исповедание Христа. Святой Георгий вышел из этой брани победителем, заплатив за победу над врагом рода человеческого дорогой ценой- собственной жизнью. И за этот подвиг во имя Истины Святая Церковь нарекла его Победоносцем.

Почитание Святого Георгия началось с V века, ему поклонялись как мученику и воину. Георгий стал святым патроном византийских императоров, а позже и русских князей, у которых имя Георгия становится излюбленным.

По промыслу Божьему именно с места особого почитания Святого Великомученика Георгия Победоносца началось Крещение Киевской Руси. Святой Равноапостольный князь Владимир принял Святое Крещение в Крыму близ Корсуня (Херсонеса) в Георгиевском монастыре.

Особенно много для утверждения почитания Св. Георгия сделал киевский князь Ярослав Мудрый, принявший при крещении его имя. В честь своего Святого покровителя в 1030 г. он основывает город Юрьев, т.е. Георгия город. В 1037 г. Ярослав начинает строительство Георгиевского монастыря в Киеве и возводит в нем храм, который до наших дней не сохранился.

День освящения первого на Руси храма Святого Георгия — 26 ноября 1051 г. — был отмечен установлением ежегодного празднования этого события. Он вошел в народную память под названием Юрьева дня, или осеннего Георгия. С тех пор в южнорусских землях Георгий становится едва ли не первым в сонме Православных Святых.

Храмы, посвященные Георгию, воздвигаются во всех землях Руси. С X по XIII век георгиевские церкви вслед за Киевом и Владимиром были построены в Новгороде, Каневе и других городах. Во время служб в них читали отрывки из Жития и чудес Святого Георгия.

Одесса со дня своего основания находится под особым духовным покровительством Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Его изображение присутствует на старом гербе нашего города. Многие выдающиеся одесситы и градоправители были георгиевскими кавалерами.

Однако в городе никогда не было церкви, носящей имя Св.Великомученика. историческая справедливость восстановлена только в наши дни. Единственный Свято-Георгиевский Храм г.Одессы находится на территории 411 батареи, наполняя Мемориальный комплекс боевой славы нашего города духовным содержанием. Деревянная однокупольная красавица-церковь переполнена молящимися. Поминальные службы о павших воинах “Душу свою, за други своя положивших” соединяются с Божественной Литургией, за которой возносятся к Престолу Царя Небесного прошения о жертвователях существующего и будущего Храма. Настанет время, и золотой купол красно-кирпичной под расшивку церкви (красный цвет- цвет мученической крови), вонзится в бездонное небо. Затеплится ещё одна молитвенная лампада перед иконой Всехвального Чудотворца и Победоносца Георгия.

Постепенно в России сложилась логичная система самой популярной и желанной награды за военные подвиги — институт ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Он был утверждён императрицей Екатериной Второй 26 ноября 1769 года. В статусе его, в частности, говорилось:”…Удостаивается же оного (ордена) единственно тот, кто не только обязанность свою исполнял во всём по присяге, чести и долгу, но сверх сего ознаменовал себя на пользу и славу российского оружия особенным отличием”. Орден получал тот, кто лично предводительствуя войском, одержит над неприятелем , в значительных силах состоящим, полную победу, последствием которой будет совершенное его уничтожение”. В статусе ордена подчёркивалось: “ Сей орден никогда не снимать, ибо заслугами оный приобретается”.Орден имел четыре степени, Первый раз отличившийся на поле брани должен представляться к низшей, 4-й степени, в следующий раз - более высокой 3-й, далее- 2-й, и затем, совершивший четвёртый подвиг мог быть представлен к награждению орденом Св.Георгия 1-й степени. Награда имела девиз: “За службу и храбрость” и носился на чёрно-оранжевой ленте. Удостоиться орденом Св.Георгия в боевой обстановке было невероятно трудно. Поэтому за первые сто лет существования награды орден 4-ой степени за храбрость в бою получили 2239 человек, 3-й степени- 512, 2-ой- 100 и 1-ой- всего 25 человек. Среди награждённых высшей, 1-ой степенью, были такие прославленные имена, как П.А.Румянцев, Г.А.Потёмкин, А.В.Суворов, М.И.Кутузов, М.Б.Барклай-де –Толли. Но только четверо за всю историю российской армии и флота удостоились всех четырёх степеней ордена Св.Георгия: М.И.Кутузов, М.Б.Барклай-де-Толли, И.Ф.Паскевич, И.И.Дибич-Забалканский.

В 1807г. Александр Первый дал возможность и нижним чинам украсить свои мундиры Георгием- при ордене Святого Георгия учреждается специальная награда для нижних чинов- “Знак отличия Военного ордена”. В 1856г. “солдатский орден” был также разделён на четыре степени: 1-я и 2-я- золотые кресты, 3-я и 4-я- серебряные. Кавалерами полного банта, всех четырёх степеней, становились самые храбрые и мужественные воины. В народе они пользовались особым уважением.

Орден Святого Георгия и все связанные с ним награды были упразднены после Октябрьской революции, однако память в народе об этой почитаемой награде не исчезла. В суровые годы Великой Отечественной войны многие кавалеры “Знака Отличия Военного ордена” носили на груди Георгиевский крест рядом с советскими наградами. Легендарные полководцы Великой Отечественной войны- маршалы Г.К.Жуков, К.К.Рокоссовский, одессит Р.Я.Малиновский, С.М.Будённый и многие другие были удостоены крестов с чёрно-оранжевой лентой ещё в Первую мировую войну.

Введение в армии погон зимой 1943г., а чуть ранее орденов Александра Невского, Суворова, Кутузова вызвало в войсках буквально всплеск воодушевления и боевого духа. Особой пропаганды, по воспоминаниям фронтовиков, не было, но люди каким-то верхним чутьём уловили, что возрождается не просто атрибутика старой, царской армии,- приходит новая эпоха в общественной, государственной жизни. Солдаты уловили это тонкое, давно востребованное народом смещение в главном курсе, и с радостью приняли его. Золотые погоны и ордена с именами великих русских полководцев заставляли не просто прокалывать дырочки в гимнастёрках и мундирах, они как бы “просверливали” сознание, соединяя воедино солдата Красной Армии с его ратными предками тысячелетней России, с их поражениями и победами, с их славой. И солдат уже шёл в бой не за всемирное пролетарское братство , а за Россию, свой дом. А когда в том же 1943 был учреждён солдатский орден Славы трёх степеней, который стали носить на георгиевской чёрно-оранжевой ленте, солдаты , прошедшие империалистическую, заговорили, что вот-вот возродится “Егорий”- Георгиевский Крест.

Георгиевская лента стала и отличительным знаком гвардейских частей, она украшала бескозырки матросов гвардейских кораблей, ее изображали на гвардейских знаменах и флагах.

Когда красный флаг взвился над поверженным Берлином, победители были награждены медалью “За Победу над Германией”, которую носили на георгиевской ленточке.

Орден Святого Георгия и солдатский Георгиевский Крест как высшие воинские награды за боевые отличия возродились 25 августа 2000г. Указом Президента России. Звенья исторической цепи воссоединились.

Память живых- это символ продолжения жизни тех, кто переступил порог вечности.

Святой Георгий близок людям, прошедшим трудными дорогами Великой Отечественной войны, отстоявшим свободу и независимость Родины, сделавшим решающий вклад в Победу, в дело освобождения человечества от фашистского порабощения, спасения мировой цивилизации от фашистских убийц. Символично, что Великая Отечественная война окончилась 6 мая 1945г.- в День памяти Святого Великомученика Георгия Победоносца.

Этот же день (день гибели Святого Великомученика) — 23 апреля (6 мая н. с.) — отмечается Православной Церковью и отнесен к числу средних церковных праздников. К Георгию обращаются с просьбой о здравии душевном и телесном, о плодородии земли, о помощи и заступничестве в борьбе с врагами родной земли. Столь многочисленные «обязанности», по-видимому, и обеспечили святому широчайшую славу и поклонение многих народов.