Музей истории евреев Одессы «Мигдаль-Шорашим» был открыт в ноябре 2002 года одесским еврейским общинным центром «Мигдаль». Необходимость создания такого музея объясняется тем, что история евреев Одессы почти не была отражена в экспозициях одесских государственных музеев.
Между тем, во второй половине XIX – первой четверти XX вв. Одесса была третьим в мире городом по количеству еврейского населения (после Нью-Йорка и Варшавы). Именно в этот период в Одессе жили и активно работали еврейские писатели и поэты Менделе Мойхер-Сфорим, Х. Бялик, Ш. Черниховский, историки Ш.Дубнов, И.-Г. Клаузнер, предтечи сионистского движения М.Лилиенблюм и Л.Пинскер, сионисты В.(Зеев) Жаботинский, А. Гинцбург (Ахад-га-Ам), М. Усышкин, М. Дизенгоф и др.
В 1910-х годах евреи играют одну из ведущих ролей в художественной жизни города и в кинематографе, появляется блестящая плеяда русскоязычных литераторов (И.Бабель и др.).
В начале 1920-х годов еврейская составляющая становится наибольшей среди других национальных общин Одессы (более 40%), к концу 1930-х она сохраняет 3-ю позицию (более 30%).
Сотни тысяч евреев были уничтожены в одесском регионе в годы оккупации. Несмотря на то, что в 1950-80-е годы доля еврейского населения Одессы в значительной мере уменьшается (менее 20%), вклад евреев в историю Одессы, особенно в области науки и культуры, по-прежнему остается весьма весомым. Со второй половины 1960-х годов начинается движение «еврейского сопротивления», получившего впоследствии название «отказничества». В этом движении коренятся последующие с началом «перестройки» процессы эмиграции, в том числе самой массовой алии, а с другой стороны – предпосылки еврейского возрождения в Одессе в начале 1990-х.
Несмотря на свои небольшие размеры (экспозиционная площадь около 160 кв.м.), в настоящий момент музей «Мигдаль-Шорашим» является единственным в Украине еврейским музеем, уже на протяжении 5 лет осуществляющим все виды музейной деятельности. В музейных фондах находятся около 7000 единиц хранения (документы, фотографии, книги, газеты, открытки, религиозные и бытовые предметы, музыкальные инструменты, произведения искусства и др.). Из них более 1000 представлены в постоянной экспозиции.
Ежегодно в музей приходят тысячи посетителей, проводятся сотни экскурсий, в том числе для специалисты и студентов из США, Франции, Великобритании, Германии, Австрии, стран Восточной Европы. Совместно с другими программами центра «Мигдаль» проводится ежегодная международная научная конференция «Одесса и еврейская цивилизация», издаются книги и брошюры, освещающие различные аспекты истории одесской еврейской общины.
Музей выполняет своеобразную координирующую роль в деле изучения и популяризации истории евреев, активно сотрудничая как с еврейскими организациями так и с государственными музеями, архивами, университетами Одессы и Украины, а также профильными специалистами из других стран.
Деятельность нашего музея регулярно освещается одесскими, украинским и зарубежными СМИ.
Большинство экспонатов по-прежнему являются подарками. Среди дарителей – многие известные в городе деятели культуры, представители еврейских организаций, просто одесситы, в том числе и те, кто хранит любовь к родному городу, проживая ныне в США и Израиле, Австралии и Германии, в других странах. С благодарностью отметим имена коллекционеров А.Дроздовского, Д.Константиновского, М.Пойзнера, А.Розенбойма, журналистов Ф.Кохрихта, Е.Голубовского, А.Мисюк, семьи Верховских, Найдисов, Дусманов, многочисленных представителей общинного центра «Мигдаль», а также Ассоциации бывших узников гетто, Общества еврейской культуры, Одесского художественного музея, других еврейских и нееврейских организаций Одессы.
Недавно, к прискорбию, ушли от нас Д.Фрумина и Б. Минкус, люди, благодаря которым в значительной степени обогатилась не только документальная, но и художественная часть музейных фондов.
Финансово музей поддерживают и международные еврейские благотворительные фонды (в первую очередь «Джойнт»), и частные лица.
В апреле 2007 года при поддержке фонда Ротшильда музей открыл свою новую экспозицию: «Евреи Одессы: только ли прошлое?».
Одна из основных задач этой экспозиции – сравнительный анализ различных периодов истории евреев Одессы, поэтому мы в значительной мере отошли от принципов историко-хронологической последовательности.
Демографические тенденции иллюстрируется планом-графиком количества еврейского населения европейских городов в конце XIX века ().
В витрине этого же зала представлены фрагменты еврейских мацев (надгробий), найденные археологом проф. А.Добролюбским в центре города (в «турецком слое») и датируемые 1770-ми годами, то есть подтверждающие известный факт того, что евреи жили в Хаджибее еще до основания Одессы. ()
С помощью демонстрационного монитора можно познакомиться с динамикой количества еврейского населения Одессы от 10% в 1975 году до 34% (около 200 тысяч) в 1912 году и от 44% в 1920 до 6% (65 тысяч) в 1989 году.
Небольшая коллекция банкнот различных эпох (в том, числе «одесские деньги» 1917 года) намечает «финансовую» тему. Открытки общества пособия бедным больным евреям «Эзрас Хойлим» начала века и уникальное письмо М.Усышкина на бланке знаменитого «Палестинского комитета» (1907) иллюстрируют тему еврейской благотворительности и показывают, что были в истории евреев Одессы, когда они поддерживали не только местных бедняков, но и «хелуцим» - первопоселенцев, закладывавших основы будущего государства Израиль.
Фрагмент стенной газеты (1969), изготовленной художником И.Шенкером ко дню рождения его отца, Янкеля Шейнкера, рассказывает об уникальных «карьерных» шансах, которые Одесса (в отличие от других городов Российской империи) предоставляла многим стремившимся сюда евреям. ()
Тему одесской еврейской прессы иллюстрируют номера газеты «День» (1869-71), органа российской Хаскалы, которые соседствуют с сионистской «Еврейской мыслью» 1918 года, и тут же – номер газеты евреев Молдовы и Одессы «Наш голос» (1990), относящийся к периоду начала еврейского возрождения на постсоветском пространстве. Особое внимание уделено преобладанию евреев в общегородской одесской журналистике (номера газеты «Одесские новости» начала XX, шаржи на одесских журналистов и писателей 1910-х и 1960-х гг.).
Рядом с фотографиями детей из первых послеперестроечных еврейских организаций уникальное фото (1914) детей семьи Минкусов на празднике Хануки в санатории врача (и сиониста) Я.Ландесмана. ()
Фотографии героев «одесской мифологии» (Х. Серебряного, Л.Утесова, П. Столярского, Д. Ойстраха и др.) размещены рядом с комплектом документов и статей о бесследно исчезнувшем 1-м Всеукраинском музее еврейской культуры им. Менделе Мойхер-Сфорима. Здесь же и комплект материалов о 5-летней истории музея «Мигдаль-Шорашим».
В витрине представлен ряд предметов еще одной распространенной среди евреев профессии, некоторые из них связаны с именами врачей, игравших заметную роль в еврейских политических и благотворительных организациях (Л.Пинскер, Шорштейны, У.Ландесман и др.).
В следующий зал наши гости проходят над «камнями старой Одессы». Учащиеся школы еврейской живописи центра «Мигдаль» изобразили на камнях фрагменты старых одесских построек, которые размещены в лайтбоксе под полом.
Здесь можно увидеть комплект предметов, говорящих о деятельности одесского отделения фирмы «В. Высоцкий и Ко», копия письма самого Высоцкого в одесское отделение Общства по распространению просвещения среди евреев Одессы, в котором известный чаеторговец требует опубликовать в «древнееврейских» газетах объявления о премии, назначенной Высоцким за лучшее сочинение на темы еврейской истории. Одним из соискателей этой премии был выдающийся еврейский историограф С. Дубнов, чье фото расположено рядом, причем предложенная им тема «Украинские евреи и гайдаматчина в XIII веке» не утеряла своей актуальности и по сей день.
В этом зале представлены одесские фотографии выдающихся деятелей еврейской литературы, в том числе Х.Бялика, Менделе Мойхер-Сфорима, Ахад-Га-Ама, Шолом-Алейхема и др. Бялик предстает и как совладелец (совместно с И.Равницким) одесского издательства «Мория» ().
В витрине представлены книги «Сефер-Агада» Бялика и И.Равницкого, «Ширим» Ш.Черниховского, опубликованных этим издательством в начале 1910-х гг.
В этой же витрине – комплекты документов, фотографий и предметов. Связанных с деятельностью Одесской еврейской больницы и еврейского ремесленного училища общества «Труд».
На стенах – галерея фотографий выдающихся деятелей еврейской культуры и лидеры еврейских политических движений (преимущественно сиониты), фото отряда еврейской самообороны 1905 года и пассажиры парохода «Руслан», отбывающего в Эрец-Исроэль (1919).
Во второй витрине экспонаты, символизирующие собственно религиозную жизнь одесских евреев: бехер, бсомим, коробка для цдаки, салфетка для халы, талесы, тфилины, несколько махзоров. Рядом – старые открытки с изображениями зданий наиболее известных одесских синагог: Главной, Бродской, не сохранившейся Холодной.
Тема еврейских кладбищ также представлена здесь и фрагментами старых надгробий, и открытками, и современными фотографиями развалин 2-го еврейского кладбища.
Напротив витрины с предметами религиозного культа - статистика одесских синагог, молитвенных домов, которых в начале ХХ века насчитывалось более полусотни. Над этим списком – портрет Герша-Лейба Веприка, последнего старосты «синагоги рубальщиков кошерного мяса». Сам Веприк погиб в годы Шоа, но в здании упомянутой синагоги сейчас располагается ряд еврейских организаций, в том числе общинный центр «Мигдаль и Одесское Общество еврейской культуры.
Своеобразным ностальгическим воспоминанием о культуре начала ХХ века предстает следующий зал, где в стиле модерн выполнены и одесские издания нот еврейских песен, и некоторые предметы мебели. Особенно примечательны буфет семьи Бабелей из их квартиры на Ришельевской улице, кровать из дома дочери Г. Веприка, Адель Герш-Лейбовны, также погибшей в годы Холокоста вместе с мужем, Мойсеем Краснопольским. Эта кровать была изготовлена в одесском еврейском ремесленном училище общества «Труд».
В этом зале показалось уместным показать «Автопортрет» Д. Фруминой 1934 года, замечательного одесского художника и педагога, ставшей своеобразным связующим звеном между утонченной культурой, воспринятой ею от художников начала века, в том числе, Т.Фраермана, и переданной ею ученикам, известным художникам-евреям Одессы 1960-70-х годов.
Следующий зал позволяет вспомнить о своеобразном расцвете и трагической гибели идишистской культуры в советский период. Несколько документов 1917 года (в том числе, Устав Всероссийского еврейского спортивного клуба «Маккаби», основанного в Одессе еще до утверждения советской власти в Одессе) подчеркивают разнообразие еврейских движений в Одессе,
Свидетельство об окончании 57-й школы на украинском и идиш (1928), лотерейные и членские билеты ОЗЕТ, стол писателя-идишиста И.Друкера, чернильный прибор Ноте Лурье, комплект редких фотографий и документов актеров Одесского государственного еврейского театра, картина С. Рашковой «В еврейском колхозе. Файерд. 1933» - все это напоминания о ситуации, когда были запрещены иврит, сионистские и многие другие еврейские политические движения, когда фактически государством была запрещена (или сведена до минимума) религиозно-культовая деятельность, но в то же время декларировалась свобода развития национальной (идишистской) культуры.
В витрине этого же зала документы, фотографии и предметы, свидетельствующие об активном участии евреев Одессы в героической обороне города в 1941 году. Здесь же – диплом и медаль «Праведнику народов мира», которыми институт Яд Вашем удостоил проф. В. Шевалева, руководившего в годы оккупации Одесской психиатрической больницей, и его сына Андрея, в ту пору студента. Благодаря их усилиям в этой больнице спаслись от гибели сотни евреев.
Герш-Лейб Веприк
Небольшой зал посвящен памяти жертв Холокоста в Одесском регионе. Рядом со скорбной статистикой (в Одессе и области погибло около четверти миллиона евреев) немногие уцелевшие фотографии погибших.
Ноты Хава Ева
Специальный блок материалов посвящен семье Л.Дусмана ныне одного из самых авторитетных исследователей истории Холокоста в Одессе. Это фотография гимнастической команды спортклуба «Маккаби» 1917 года; среди спортсменов – отец Л.Дусмана и его дядя, позднее погибшие на фронтах войны, фото старшего брата, мальчика, сгоревшего в артиллерийских складах вместе с десятками тысяч бессарабских и одесских евреев, сам Леонид Дусман, с 11 лет - узник Доманевского гетто, выживший прежде всего благодаря духовной силе своей матери. В этом же помещении подлинное одеяло и отцовский гимназический башлык, которыми мама согревала его на «дороге смерти», как называют маршрут, по которому гнали евреев из Одессы в морозную зиму 1941 года. Рядом с этим блоком – фотографии памятников, которые устанавливались в местах массовых казней евреев в 1990-е годы.
Фрагмент экспозиции
Напротив - план-реконструкция помещений артиллерийских складов, выполненный Л.Думером, который из Сан-Франциско передал нам свой «домашний музей» истории Холокоста в Одессе.
Рядом - довоенная фотографией молодого врача С.Глейзер, расстрелянной в Мостовом, уникальный документ (скрепленный румынской печатью) о перераспределении «геттовского имущества Сары Глейзер».
В экспозиции представлен небольшой комплект материалов о семье Мани Трок, в 1941 году – военном враче. Здесь есть фотография ее родителей, погибших в оккупированной Одессе. И тут же – первый номер известного московского журнала «Лехаим», главным редактором которого по сей день является муж внучки Мани Трок-Песчанской, благополучно пережившей страшные военные годы.
Небольшой коридор переоборудован в «кухню» с «печкой», набором утвари разных лет, инструментов, примусов и т.п.
Сапожные, инженерные, парикмахерские инструменты представлены и в следующем зале. Примечательны здесь весы с клеймом фабрики весов Я. Кантера, мерный сосуд – «четверть» (1884) с клеймом одесского мастера Шмуэля Пинхаса, сын которого основал в Одессе училище мер и весов.
В этом зале документы и фотографии о погроме 1905 года соседствуют и с приговором, вынесенным Д.Найдису за «просионистскую пропаганду» после 6-дневной войны, и с современными антисемитскими листовками, комптометр (производства США, 1919), переданный ОРТом одному из одесситов с современной еврейской газетой, анонсирующей открытие в Одессе еврейского финансово-экономического университета. Представлены фотографии и документы ряда еврейских организаций, появившихся в Одессе в 1990-е годы, и сувениры подаренные музею Балтиморской еврейской общиной.
Музыкальная шкатулка
И быть может самая трогательная пара экспонатов - музыкальная шкатулка бабушки Полины Блиндер рубежа 19-20 вв. и хупа, под которой стояла сама Полина, ныне заместитель руководителя центра «Мигдаль», выходившая замуж за Цви-Гирша, ныне главного редактора одесской газеты «Шомрей Шабос».
Режим работы
Все это и многое другое, вы сможете увидеть, если придете в наш музей, который находится на улице Нежинской, 66, и это возможно в любой день с 12.30 до 19.00 (кроме пятницы, субботы и еврейских праздников), а по воскресеньям - с 10.30 до 16.00.