В какой стране предпочтете жить? — Конечно, в стране Культуры.
Ваши лучшие помыслы чему вы принесете? — Культуре.
Чему вы посвятите ваши просвещенные труды? — Конечно, Культуре.
Чем вы обновите ваше сознание? — Победным светом Культуры.
Не потрясатели ли вы? — В постоянных трудах мы не имеем времени для потрясений. Мы строим. В положительном утверждении и познавании мы стремимся улучшить и украсить жизнь земную.

Н. К. Рерих


10 марта 2000 г., в Одессе был открыт Общественный Дом-Музей имени Н. К. Рериха, один из двенадцати музеев мира, носящих имя выдающегося художника, единственный в Украине. Первый Музей Николая Рериха был открыт в Нью-Йорке, в 1923 г. Впоследствии основывались Музеи и художественные галереи имени Рериха во многих странах мира. Учредителями Музея явились: Одесский Комитет Пакта Культуры и Мира имени Н. К. Рериха и Южно-Украинский Благотворительный Фонд имени Н. К. Рериха. Концепция экспозиции и деятельности Одесского Дома-Музея имени Н. К. Рериха соответствует представлению Н. К. Рериха о Музее: «Люди произносят слово „Музей“ и остаются далеки от мысли, что Музей есть Музейон, по-гречески, Дом Муз. Обиталище всех Муз, прежде всего, является символом Объединения». «Прежде всего, Музейон есть обитель всех родов Прекрасного, и вовсе не в смысле лишь сохранения тех или иных образцов, но в смысле жизненного и творящего применения их». Младший сын Н. К. Рериха, С. Н. Рерих (1904—1993), дополнил понятие Музея, как Культурного Центра: «Прежде всего, это должен быть живой центр. Не просто музейная экспозиция, а постоянно сменяющие друг друга выставки... Конечно, наряду с этим работы Николая Константиновича должны будут представлены постоянно. При центре может быть и лекционный, концертный зал... Несомненно, при центре должна работать большая библиотека... Но центр видится мне и как научное учреждение. Задачей его, как представляется, может стать не только систематизация и изучение многогранного наследия Николая Константиновича и Елены Ивановны, но и дальнейшее развитие заложенных в этом наследии идей».

Своей основной задачей сотрудники Музея видят всестороннее научное изучение и распространение творческого наследия всей семьи Рерихов — всемирно известного художника Николая Константиновича Рериха (1874—1947), философа Елены Ивановны Рерих (1879—1955), супруги Н. К. Рериха, их сыновей — востоковеда Юрия Николаевича Рериха (1902—1960) и художника Святослава Николаевича Рериха (1904—1993). Деятельность Музея сосредоточена на изучении наследия семьи Рерих, но именно принципы организации и работы музея, заложенные при создании первого Музея Рериха в Нью-Йорке самим Н. К. Рерихом, делают Одесский Дом-Музей имени Н. К. Рериха открытым для самого широкого сотрудничества со всеми организациями культуры, искусства и науки.

У истоков создания Музея Рериха в Одессе стояли художник Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий(1905—1993) — ученик Н. К. Рериха (1874—1947) и профессор-индолог Московского государственного университета Наталья Михайловна Сазанова (1932—2006).

Основатель Дома-Музея имени Н. К. Рериха — Е. Г. Петренко, врач, рериховед разработала проект экспозиции музейного пространства. В помещении, приобретенном на средства благотворителей, сотрудниками музея была осуществлена реконструкция. Первоначальную основу музейного фонда составили картины, этюды, наброски; архивные материалы: рукописи воспоминаний о семье Рерихов, дневники, письма, редкие фотографии, переданные художником Б. А. Смирновым-Русецким основателю музея Е. Г. Петренко.

Наиболее значительным поступлением последних лет являются коллекция живописи израильского художника Анатолия Метлы (род.1964) и коллекция офортов Александра Борисовича Постеля (1904–1989), заслуженного деятеля УССР, признанного мастера украинской советской графики. Обе коллекции были подарены музею доктором филологических наук Галиной Подольской (Иерусалим, Израиль). Благодаря Галине Подольской Одесский Дом-Музей имени Н. К. Рериха стал одним из самых больших коллекционеров картин художников Израиля.

Как образец, за основу формирования Музея был взят Музей Н. К. Рериха в Нью-Йорке (США), открытый в 1923 г. В 1929 г. Нью-Йоркский Музей был перенесен в новое, специально выстроенное 29-этажное здание, действительно, Храм Искусств, Культуры и Науки, носивший еще одно название — Дом Мастера — Master Building. Собрание картин Н. К. Рериха в 29-этажном Музее составляло около 1000 художественных творений. Фонд постоянно пополнялся, работами Н. К. Рериха и был подарен американскому народу. Одновременно в этом же здании разместились организации, основанные Н. К. Рерихом в США: «Институт Объединенных Искусств» (1921), Художественный Центр «Венец Мира» («Corona Mundi», 1922), «Пакт Мира и Знамя Мира» (1935). При Музее Н. К. Рериха был открыт филиал Института Гималайских исследований «Урусвати», основанный в Индии, в городе Наггаре (долина Кулу), после Трансгималайской экспедиции в 1923—1928 гг. В Музее Н. К. Рериха были основаны отделы искусств свыше 10-ти стран; Тибетская библиотека, включавшая 330 священных книг буддизма Канджур и Танджур; комнаты—часовни, посвященные Св. Сергию и Св. Франциску.

Творческое наследие семьи Рерихов многогранно и бездонно — это мощный вклад в развитие мировой культуры, науки и искусства, в процветание дела Мира и Красоты на Земле через красоту внутреннего мира каждого человека и человечества в целом. Можно сказать так: через семью Рерихов прошла эволюционная весть Красоты Знания Космоса от Великих Учителей человечества, запечатленная в венце их творческого наследия — научно-философском Учении Живая Этика. Этому предшествовал длительный жизненный путь образования и самообразования всей семьи Рерихов, встреча с теми Высокими Сущностями, которые направляют эволюцию человечества, которых С. Н. Рерих назвал «более совершенными людьми». С. Н. Рерих свидетельствовал о своих родителях в очерках: «Художник и провидец», «Щедрый синтез», «Слово об отце», «Поднимая себя, поднять других», т. к. он наблюдал совместный путь родителей всю свою сознательную жизнь. Святослав Рерих писал: «Николай Константинович Рерих всегда считал, что чем бы мы ни занимались, какие бы у нас ни были интересы, мысли, самое главное — изучение и понимание человека. Именно этот глубинный анализ волновал Николая Константиновича и Елену Ивановну. В жизни им удалось или посчастливилось встретиться с людьми выдающимися, исключительными, которые уже прошли часть сужденного Великого Пути и могли сами собой свидетельствовать о том, чем может стать человек, если он действительно преобразит свою жизнь и пойдет этими путями. У них был этот живой Контакт с более совершенной жизнью, с более совершенными людьми, которые всегда были на нашей Земле. Найти их может только тот, кто готов для этого и кого они сами хотят встретить».


«...Суть концепции Центра-музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации…»; «Прежде всего, это должен быть живой центр. Не просто музейная экспозиция, а постоянно сменяющие друг друга выставки... Конечно, наряду с этим работы Николая Константиновича должны будут представлены постоянно. При центре может быть и лекционный концертный зал... Несомненно, при центре должна работать большая библиотека... Но центр видится мне и как научное учреждение…»

Святослав Николаевич Рерих

Одесский Дом-Музей имени Н. К. Рериха основан Одесским Комитетом Пакта Культуры и Мира имени Н. К. Рериха и Южно-Украинским Благотворительным фондом имени Н. К. Рериха. Открытие музея состоялось 10 марта 2000 года и с тех пор музей принял деcятки тысяч посетителей, провел тысячи мероприятий.


Режим работы

ежедневно
c 10:00 до 18:00
Выходной: понедельник